ПВ КГБ

Правозащитная Всероссийская

Коллегия Гражданской Безопасности

Защита прав и обеспечение безопасности граждан

+7(812) 953-47-85

+7(812) 993-47-36

    напишите нам

 

Санкт-Петербург,

пр. Маршала Жукова,

д. 48, корп. 1

 

 

БезопасностьБезопасность Помощь ближнемуПомощь ближнему ПравоохранениеПравоохранение О коллегииО коллегии ЭкоЭко ИБИБ Соц. обеспечениеСоц. обеспечение ФБСФБС Законы и практикаЗаконы и практика Защита прав гражданЗащита прав граждан Листаем старые страницыЛистаем старые страницы ГлавнаяГлавная СС / K9СС / K9 ПСО "Георгий"ПСО "Георгий"

“Не в силе Бог, а в правде”

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Главная » Листаем старые страницы » 12 апреля - день космонавтики. →

12 апреля - день космонавтики.

Всемирный день авиации и космонавтики — памятная дата, отмечаемая 12 апреля, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос.

Мы - первые.

stamp

С праздником.

12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли.

 

4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут для решения прикладных и научных задач с полигона Байконур был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Этот простейший спутник ПС-1 был выведен на орбиту новой, первой в СССР мощной ракетой-носителем Р-7. Параметры орбиты спутника: высота в перигее — 228 км, высота в апогее — 947 км, наклонение — 65,10, период обращения — 96,17 мин. Первый искусственный спутник Земли Масса первого ИСЗ составляла 83,6 кг, диаметр сферы — 580 мм. На его борту наряду с обеспечивающими системами (энергопитания, терморегулирования, электроавтоматики и др.) были установлены два радиопередатчика с четырьмя антеннами и телеметрическая аппаратура для измерения температуры и давления внутри герметичного корпуса. Первый ИСЗ просуществовал в течение 92 суток, совершил около 1.400 оборотов вокруг Земли. Он закончил свое существование 4 января 1958 года после входа в плотные слои атмосферы.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции спутника и его аппаратурного состава, с помощью первого ИСЗ впервые по изменениям орбиты была измерена плотность верхней атмосферы, исследованы особенности распространения радиосигналов в ионосфере, проверены теоретические расчеты и основные технические решения, связанные с выведением ИСЗ на орбиту. Запуск первого ИСЗ явился результатом достижений в области отечественной ракетной техники, электроники, автоматических систем управления, вычислительной техники, небесной механики и других разделов науки и техники.

 

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли. gagarin1 Старт корабля «Восток» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. За 7 км до земли, в соответствии с планом полёта, Гагарин катапультировался.
Вот что пишет об этом полете В.Л. Пономарева, к.т.н., действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского: "... Ветераны космической техники, руководившие подготовкой и проведением первых пилотируемых полетов, хотя и признаются, что во время вывода корабля на орбиту в бункере царило «колоссальное напряжение», тем не менее единодушно заявляют, что у них была «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина. Однако, если бы при выводе на орбиту на ракете произошла авария, катапультируемое кресло оказалось бы бесполезно, и шансов остаться в живых у космонавта было бы немного. А если бы ракета, потеряв управляемость, начала «кувыркаться» (что в практике запусков случалось), направление катапультирования могло оказаться любым, в том числе и к земле. К тому же двигатели кресла не обеспечивали увод на безопасное расстояние, и горящая ракета могла упасть рядом с космонавтом. Существовала также опасность приземления в котлован, в который отводится выхлоп двигателей. А котлован за его размеры и форму на космодроме называли стадионом. Конечно, для спасения космонавта делалось все возможное. Ту часть котлована, на которую он мог приземлиться, закрыли металлической сеткой, которую на космодроме называли «батут». Поблизости соорудили бункер, где дежурила бригада спасателей. В случае аварии они должны были выскочить, подхватить космонавта и утащить в бункер. Как пишет обо всех этих мерах летчик-космонавт Константин Петрович Феоктистов, принимавший участие в проектировании корабля «Восток, «все это сейчас может показаться неправдоподобным в своей примитивности, но тогда ничего другого придумать было нельзя» gagarin2 К счастью, ничего катастрофического при выводе корабля «Восток» на орбиту не случилось, однако и не все прошло гладко: из-за отказа в системе радиоуправления ракеты высота апогея оказалась примерно на сто км больше расчетной. А с точки зрения последствий это вовсе не безобидно: время существования такой орбиты 23–25 суток, а ресурс системы жизнеобеспечения рассчитан на десять. И если бы отказал тормозной двигатель, по исчерпанию запасов воздуха космонавт погиб бы от удушья… Спуск корабля с орбиты происходил по резервному варианту, и разделение приборного отсека и спускаемого аппарата произошло не через десять секунд, как предполагалось на земле и к чему готовился космонавт, а через десять минут. Кроме того, не разъединились кабели между приборным отсеком и спускаемым аппаратом, связка начала вращаться с большой скоростью, и этот «кордебалет», как выразился Гагарин в своем послеполетном отчете, продолжался до тех пор, пока кабели не перегорели в плотных слоях атмосферы. Можно себе представить, каково ему было сидеть в беспорядочно вращающемся корабле, не зная, когда и чем все это кончится. Но все же «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина имела основания — отработка техники проводилась самым тщательным образом, люди вкладывали в эту работу не то что всю душу, а, без преувеличения можно сказать, — всю свою жизнь. Но это — уверенность на эмоциональном уровне. А на рациональном уровне уверенность (да и то не «стопроцентную»!) дает положительная статистика, которой тогда ещё не было. A posteriori вероятность благополучного возвращения Гагарина разными исследователями была оценена в 40–70%. ..."

 

18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт leonov1 подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Летчик-космонавт Леонов А.А. находился вне кабины корабля в условиях космического пространства 23 мин 41 сек. При этом время пребывания космонавта вне космического корабля (с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до его скрытия в ней) составило 12 мин 09 сек. leonov2
Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. П.И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчетном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на на самом деле являлся глухой пермской тайгой. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолёта. Продолжительность полета — 1 сутки 02 часа 02 минуты 17 секунд.

 

savitskaja Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, была наша соотечественница Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной станции "Салют-7". Продолжительность выхода в открытое космическое пространство составила 3 часа 34 минуты.

В период с 1969 по 1977 год Светлана Евгеньевна входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году завоевала первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. Работала лётчиком-инструктором, училась в школе лётчиков-испытателей. В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО «Взлёт» министерства радиоэлектронной промышленности СССР. Выполняла полёты на самолётах «МиГ-21», «МиГ-25», «Су-7», «Ил-18», «Ил-28». С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». С 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера совершила полет на «Союзе Т-12» и орбитальной станции «Салют-7», во время которого первой из женщин совершила выход в открытый космос.

 

 

tereshkova Первая в мире женщина-космонавт, единственная в мире женщина-генерал - Валентина Владимировна Терешкова. Полет первой в мире женщины-космонавта состоялся 16 июня 1963 года. Продолжительность полета космического корабля "Восток - 6" продлился 2 суток 22 часа 50 минут, за это время корабль совершил 48 оборотов вокруг Земли.

Полет был чрезвычайно рискованным - точными данными о возможных его последствиях для женского организма медицина не располагала. Кабина "Востока" была настолько тесной, что находящийся в ней космонавт, облаченный в скафандр, с трудом мог шевелиться. Проведенные женщиной в таких условиях на орбите без малого трое суток, по мнению многих специалистов, действительно были настоящим подвигом. При катапультировании Терешкова ударилась головой о шлем, и после приземления в почти бессознательном состоянии была срочно переправлена в госпиталь в Москву. Лишь к вечеру врачи сообщили, что жизнь и здоровье первой в мире женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой вне опасности.

 

 

luna9 Первая мягкая посядка на лунную поверхность была осуществлена в феврале 1966 года советской автоматической станцией "Луна-9". На Землю была передана панорама окружающей местности. В1966 году на орбиту вокруг Луны были выведены аппараты "Луна-10", "Луна-11", "Луна-12", оснащенные приборами для анализа излучения лунной поверхности и изучения окололунного пространства. В том же году мягкую посадку осуществила автоматическая станция "Луна-13".

В сентябре 1970 года советская автоматическая станция "Луна-16" произвела мягкую посадку в Море Изобилия, где грунтозаборным устройством была взята проба массой 105 г, помещена в возвращаемы й аппарат и домтавлена на Землю. В том же году "Луна-17" доставила на лунную поверхность дистанционно управляемый с Земли аппарат "Луноход-1", проделавший по поверхности Луны путь около 10 км и передавший на Землю множество снимков. На луноходе был размещен уголковый отражатель, позволявший при помощи лазера определять расстояние до Луны с точностью до милиметров. В январе 1973 года "Луноход-2", доставленный станцией "Луна-21" продолжил исследования лунной поверхности. Аппарат прошел около 37 км и передал не только снимки и панорамы, но и результаты анализоа грунта. В августе 1976 года "Луна-24" после мягкой посадки в районе Моря Кризисов выполнила автоматическое бурение на глубину 2 м, и на Землю был доставлен образец массой 170 г.

connected Европейское космическое агентство (ESA) с большой помпой сообщило об успешном выводе на орбиту высотой 260 километров своего первого грузовика - аппарата ATV, несущего на борту около 8 тонн нагрузки для доставки на Международную космическую станцию. Стыковка была запланирована на 3 апреля 2007 года, после чего российские "Прогрессы" перестанут быть единственной "дорогой жизни" для МКС, по которой экипаж орбитальной станции получает с Земли все необходимое. Интересно отметить, что представители агентства ESA называют ATV "первым в мире космическим аппаратом", способным выполнять стыковку в полностью автоматическом режиме". На самом деле эта операция - стыковка в полностью автоматическом режиме - была освоена еще в Советском Союзе и впервые была произведена 30 октября 1967 года между модулями "Космос-186" и "Космос-188" с исходного расстояния 24 километра.

 

buran_start Первый в мире полет космического корабля многоразового использования в полностью автоматическом режиме был осуществлен с космодрома Байконур 15 ноября 1988 г. В 6 часов 00 минут по московскому времени комплекс "Энергия-Буран" оторвался от стартового стола и почти сразу же ушел в низкую облачность. В 6 ч 08 минут 03 секунды завершилась работа ракеты-носителя, и орбитальный корабль "Буран" начал первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составила около 150 км, и, как это предусмотрено баллистической схемой полета, выполнено довыведение орбитального корабля на орбиту собственными средствами. Далее, с разрешения к.т.н. Вадима Лукашевича (www.buran.ru), публикуем описание полета, ставшего вершиной достижений советской космонавтики.

К этому полету готовились более 12 лет. И еще 17 дней из-за отмены старта 29 октября 1988 г., когда за 51 с до него не прошло нормальное отведение площадки с приборами прицеливания и была выдана команда на отмену старта. А затем слив компонентов топлива, профилактика, выявление причин отказа и их устранение. "Не торопиться! - предупреждал председатель Государственной комиссии В.Х.Догужиев. - Прежде всего безопасность!" Все происходило на глазах миллионов телезрителей... Очень высоко напряжение ожидания...
Задачей первого полета МРКК "Энергия-Буран" были продолжение летной отработки РН "Энергия" и проверка функционирования конструкции и бортовых систем ОК "Буран" на наиболее напряженных участках полета (выведение и спуск с орбиты) с минимальной длительностью орбитального участка.
Из соображений безопасности первый испытательный полет ОК "Буран" был определен как беспилотный, что традиционно для отечественной космонавтики, с полной автоматизацией всех динамических операций вплоть до рулежки по ВПП.
shema Первый беспилотный полет ОК "Буран" был запланирован непродолжительным: два витка, или 206 минут полета. В грузовом отсеке корабля в качестве полезной нагрузки размещался блок дополнительных приборов с телеметрической аппаратурой и дополнительными аккумуляторами. В соответствии с его задачами и программой были задействованы состав и режимы работы бортовых и наземных систем. Наземный комплекс управления, мозговым центром которого является ЦУП, в первом полете ОК "Буран" задействовал шесть наземных станций слежения, четыре плавучие станции и систему связи и передачи данных, состоящую из сети наземных и спутниковых широкополосных и телефонных каналов связи.

Схема полета орбитального корабля "Буран":
1 - старт; 2 - отделение разгонных блоков первой ступени; 3 - отделение разгонного блока второй ступени от "Бурана"; 4 - точки включения двигателей системы орбитального маневрирования; 5 - рабочая орбита; 6 - траектория спуска.


Космодром Байконур 15 ноября 1988 г. На старте МРКК "Энергия-Буран". Циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухудшаются. Председатель Государственной комиссии получает очередной доклад метеорологической службы с прогнозом: "Штормовое предупреждение". Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологических условиях. ОК "Буран" не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие ОК "Буран", заверили членов Государственной комиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. Решение на пуск было принято.
В 6 часов 00 минут по московскому времени МРКК "Энергия-Буран" отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. Проходит 8 минут участка выведения. В 6 ч 08 минут 03 секунды завершается работа РН, и ОК "Буран" начинает первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляет около 150 км, и, как это предусмотрено баллистической схемой полета, выполняется довыведение ОК на орбиту собственными средствами.
buran_flight В течение последующих 40 минут проводятся два маневра довыведения ОК на рабочую орбиту наклонением 51,60 и высотой 250...260 км. Параметры этих маневров (величину, направление и момент отработки импульса ОДУ) автоматически рассчитывает БЦВК в соответствии с заложенными полетным заданием и реальными параметрами движения на момент отделения от РН.
Первый маневр происходит в зоне связи наземных станций слежения, второй - над Тихим океаном. Передача телеметрической информации о втором маневре проходит по трассе "ОК - плавучая станция слежения в Тихом океане - стационарный спутник связи - ретрансляционная станция "Орбита" в Петропавловске-Камчатском - высокоэллиптический спутник связи - подмосковный ретрансляционный пункт - ЦУП" протяженностью более 120000 км.
Вне участков маневров для соблюдения теплового режима ОК движется в орбитальной ориентации левым крылом к Земле (слева фотомонтаж web-мастера). Правильность заданной ориентации подтверждается как принимаемой телеметрической информацией, так и "картинкой" с бортовой телекамеры, размещенной по продольной оси ОК за остеклением кабины. Четко работает командная радиолиния, исполняются передаваемые из ЦУП команды на управление телеметрической и телевизионной системами ОК.
Наступает одна из завершающих операций - перезагрузка оперативной памяти БЦВК для работы на участке спуска и перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения посадочной центровки.
Проходит полтора часа полета, БЦВК рассчитывает и сообщает в ЦУП параметры тормозного маневра для схода с орбиты.
buran_flight2 Уточненные данные о скорости и направлении ветра передаются на борт и закладываются в банк данных системы. ОК стабилизируется кормой вперед и вверх. В 8 часов 20 минут в последний раз включается маршевый двигатель и отрабатывает заданную величину скорости. ОК начинает снижаться и через 30 мин "цепляет" атмосферу. За время снижения до высоты 100 км реактивная система управления развернула ОК носом вперед, и, "протиснувшись" в узкую щель ограничений, он входит в атмосферу. В 8 часов 53 минут на высоте 90 км с ним прекращается связь из-за плазменных образований. Движение ОК в плазме более чем в три раза продолжительнее, чем при спуске одноразовых космических кораблей типа "Союз", и по расчету составляет 16...19 минут.
В 9 часов 11 минут, когда ОК находился на высоте 50 км, стали поступать доклады: "Есть прием телеметрии!", "Есть обнаружение корабля средствами посадочных локаторов!", "Системы корабля работают нормально!". В этот момент он находился в 550 км от ВПП, и, хотя его скорость уменьшилась, она все же в 10 раз превышала скорость звука. До посадки оставалось чуть больше 10 минут...
"Буран" пришел в прицельную зону - на рубеж 20 км - с минимальными отклонениями, что было весьма кстати при посадке в плохих погодных условиях. Реактивная система управления и ее исполнительные органы отключились, и только аэродинамические рули, задействованные еще на высоте 90 км, ведут ОК к следующему ориентиру - ключевой точке.
landing Интенсивно гасится в атмосфере скорость. Полет проходит строго по расчетной траектории снижения, на контрольных дисплеях ЦУП его отметка смешается к ВПП посадочного комплекса практически в середине допустимого коридора возврата. "Буран" приближается к аэродрому несколько правее оси посадочной полосы, все идет к тому, что он будет "рассеивать" остаток энергии на ближнем "цилиндре". Так думали специалисты и летчики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчерском пункте. Включаются бортовые и наземные средства радиомаячной системы. После отметки 10 км "Буран" летит, можно сказать, по знакомой дороге, проторенной летающей лабораторией Ту-154ЛЛ и аналогом ОК.
На объединенном командно-диспетчерском пункте (ОКДП) высшая степень напряжения: "Буран" круто изменил курс и летит почти поперек оси ВПП. В чем дело? Проанализировав ситуацию, служба управления докладывает: "Все в порядке! Система не ошиблась, а просто на сей раз оказалась "умнее". "Буран" будет заходить на полосу не левым кругом, как предполагалось, а правым. Выход в ключевую точку проходит по оптимальной для данных начальных условий траектории при практически предельном встречно-боковом ветре. Волнение на ОКДП уменьшилось. Орбитальный корабль, совершив "свой" маневр, погасил энергию, преодолел все встретившиеся ему возмущения на "цилиндре выверки курса" и правым виражом вышел в ключевую точку.
Еще на высоте около 7 км, несмотря на сложности целеуказания, на сближение с "Бураном" вылетел самолет сопровождения МиГ-25, пилотируемый летчиком-испытателем М.Толбоевым. Благодаря искусству пилота на экране уверенно наблюдалось четкое телевизионное изображение корабля - целого и как-будто невредимого. На высоте 4 км - выход на посадочную глиссаду. Изображение в ЦУП начинают передавать аэродромные телекамеры. Еще минута - и выпуск шасси...
buran_landed И в 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального полета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Над ним, прощаясь, пронесся самолет сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля! Просто не верится, что полет беспилотный. Кажется, что самый хороший летчик не смог бы посадить "Буран" лучше. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полету люди наблюдали посадку "Бурана", взрыв эмоций.
Огромное напряжение, с которым велась подготовка первого полета, усиленное к тому же предшествующей отменой старта, нашло свой выход. Нескрываемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость - все можно было видеть на лицах в эти минуты. Так сложилось, что космос считается технологической витриной мира. И эта посадка позволила людям на ВПП возле остывающего "Бурана" или у экранов телевизоров в ЦУП вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, радости. Радости за свою державу, мощный интеллектуальный потенциал нашего народа. Большая, сложная и трудная работа сделана! После останова "Бурана" на ВПП в течение 10 минут контролируется приведение бортовых систем в исходное состояние и их выключение. По просьбе группы послеполетного обслуживания из ЦУП через спутник связи выдается последняя команда на борт: системы корабля обесточены. Все! Программа первого испытательного полета выполнена полностью!

buran