ПВ КГБ

Правозащитная Всероссийская

Коллегия Гражданской Безопасности

Защита прав и обеспечение безопасности граждан

+7(812) 953-47-85

+7(812) 993-47-36

    напишите нам

 

Санкт-Петербург,

пр. Маршала Жукова,

д. 48, корп. 1

 

 

БезопасностьБезопасность Помощь ближнемуПомощь ближнему ПравоохранениеПравоохранение О коллегииО коллегии ЭкоЭко ИБИБ Соц. обеспечениеСоц. обеспечение ФБСФБС Законы и практикаЗаконы и практика Защита прав гражданЗащита прав граждан Листаем старые страницыЛистаем старые страницы ГлавнаяГлавная СС / K9СС / K9 ПСО "Георгий"ПСО "Георгий"

“Не в силе Бог, а в правде”

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Главная » Федерация Боевого Самбо →

Федерация Боевого Самбо

Здесь Вы узнаете, что такое боевое самбо - определение, мнение официальных лиц Федерации боевого самбо России, взгляд изнутри, мнение независимого эксперта, наши выводы. Но чтобы понять, что такое боевое самбо на самом деле, необходимо записаться в секцию боевого самбо.

Боевое самбо - Combat sambo

Что такое боевое самбо? 

Современное боевое самбо — русское и советское синтетическое боевое искусство, признанное мировым сообществом и по которому проводятся международные соревнования. Боевое самбо объединяет ударную технику, бросковую технику, болевые и удушающие приемы. Правила боевого самбо, утвержденные Международной федерацией самбо, разрешают болевые в стойке, удары рукой (кроме основания ладони), локтем, ногами (коленом, голенью, стопой, пяткой), головой, а также удушения. Отсутствуют ограничения на удары в паховую область (но на соревнованиях эти действия не приветствуются спортсменами). Для снижения травматизма во время соревнований и на тренировках спортсмены могут надевать боксёрский шлем (не закрывающий лицо и подбородок), специальные ударно-захватные перчатки обязательны, разрешены накладки на ноги, закрывающие переднюю часть голени и шнуровку борцовок, обязательна раковина для защиты паховой области. Чистая победа может быть достигнута нокаутом, двумя нокдаунами, сдачей после болевого или удушающего приема, за явным преимуществом (разница в 12 и более баллов), либо в случае невозможности одного из соперников продолжать бой (технический нокаут).

Записаться в секцию боевого самбо.

В наши дни у каждого из нас есть возможность оказаться в ситуации, когда потребуется стать защитником не только Родины, но и просто собственной жизни, чести и достоинства. Поэтому особенно актуальной становится необходимость знать приемы самозащиты без оружия.

Предлагаем посмотреть мастер-класс по боевому самбо В.В. Волостных - доступно и доходчиво об искусстве самозащиты без оружия.

Также будет интересен для просмотра видеофрагмент, рассказывающий о разделе "борьба" спортивного сегмента боевого самбо - демонстрация переходов на болевые и удушающие приемы в исполнении профессионалов.

Считается, что боевое самбо - самое жесткое из всех спортивных единоборств. Что такое боевое самбо на самом деле? Постараемся дать наиболее полный ответ. Для начала выслушаем официальных представителей, затем узнаем, о чем говорят бойцы - это взгляд изнутри и далее - мнение стороннего наблюдателя - независимого эксперта.

Мнение Федерации Боевого Самбо России

Приведем текст статьи «Боевому самбо - 90 лет», впервые опубликованной в 2005 году, достаточно полно дающий представление о происхождении и развитии боевого самбо. Итак, БС - что это такое? Отвечает Малый А.А., Президент Федерации боевого самбо России:

«Сегодняшнее боевое самбо - это международно признанный вид спорта, созданный в России, соединивший лучшие достижения мировой культуры в области боевых искусств, наиболее эффективная система подготовки к военной и правоохранительной деятельности в современных условиях. Боевое самбо - наше национальное богатство, один из активов нашего государства.

Еще до первой мировой войны знаменитый русский борец, “профессор атлетики” Иван Владимирович Лебедев (1879-1950) разработал специальный курс подготовки полицейских Санкт-Петербурга, который в 1914 году полностью прошли 30 околоточных надзирателей и городовых, получивших дипломы инструкторов. О боевом самбо, как о российской системе подготовки сотрудников силовых структур, стало известно в марте 1915 года, в момент публикации книги И.В. Лебедева “Самозащита и арест”.

Дальнейшее развитие российской боевой системы происходило в двух направлениях: первое – закрытое (секретное оружие) – боевое самбо и второе – открытое (спортивное) – борьба самбо. Неопасные для здоровья занимающихся приемы борьбы в 30-е годы стали использовать для подготовки молодых бойцов к службе в армии. Эта часть боевого самбо уже 70 лет известна мировой общественности как “борьба самбо”.

Страстным энтузиастом нового вида борьбы стал Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Он занимался пропагандой искусства самозащиты, развивая и демонстрируя приемы на показательных выступлениях, соревнованиях, встречах. Харлампиев написал множество книг по технике и тактике борьбы самбо, а также по боевому самбо для служебного пользования различных силовых структур, воспитал целое поколение спортсменов.

Основатель школы самбо в г. Жуковском, ученик А.А. Харлампиева, Чемпион России, призер Чемпионатов СССР по борьбе самбо Георгий Павлович Долголенко являлся активным пропагандистом боевого самбо и принимал активное участие в показательных выступлениях вместе с А.А. Харлампиевым в 60 – 70-х годах. Федерацией боевого самбо Московской области (Мулеев Р.А.) при содействии И. Герцева, А.Жукова, В.Волостных, В.Тихонова в память об Учителе ежегодно проводится международный турнир по боевому самбо «Мемориал Г.П. Долголенко».

В 1986 - 1988 годах тренерами Жуковым А.Г., Малым А.А., Мулеевым Р.А., Тихоновым В.А. была составлена программа обучения боевому самбо сотрудников милиции города Жуковского Московской области. Проводились тренировки и показательные поединки в школьных спортзалах и в летних спортивных лагерях. В последствии эта методика была доработана и использовалась как программа специальной подготовки телохранителей, сотрудников службы безопасности и инкассаторов некоторых банков.

С середины восьмидесятых годов прошлого столетия готовит чемпионов и призеров мирового уровня талантливый тренер, ученик Харлампиева, профессор кафедры физического воспитания и спорта Московского энергетического института Валерий Валентинович Волостных. Его ученики: Олег Захаров, Сергей Акинин, Дмитрий Каун, Алексей Олейник, Камиль Зайпулаев, Александр Гребенщиков и другие, в последние годы все чаще занимают пьедестал почета на самых престижных соревнованиях. На базе МЭИ (ТУ) создан Центр боевого самбо, где ведется целенаправленная, планомерная и систематическая научно-практическая работа по теории, методике и практическому применению боевого самбо, его развитию, как вида спорта, совершенствованию правил соревнований. В ноябре 2004 года ученик В.В. Волостных Артем Ишков защитил первую диссертацию по боевому самбо и стал кандидатом педагогических наук.

В 1991 году авторами А.Г. Жуковым, В.А. Тихоновым и О.А. Шмелевым была написана книга с символическим названием-лозунгом ‘Боевое самбо для всех’, изданная общим тиражом более 1 миллиона экземпляров. Эта первая доступная широкому читателю книга послужила сигналом для создания общедоступных школ и клубов боевого самбо в России и за рубежом.

Правила соревнований по боевому самбо были впервые опубликованы в книге В.В. Волостных, A.Г. Жукова и В.А. Тихонова ‘Энциклопедия боевого самбо’ (1993г., общий тираж около 300 тыс. экз. на русском, английском, арабском, немецком, французском, японском языках). Особенностью и неоспоримым достоинством этих правил стало то обстоятельство, что спортсмены, подготовленные в школах бокса, джиу-джитсу, каратэ, кикбоксинга, греко-римской и других видов борьбы, могли полностью, без каких- либо ограничений продемонстрировать свою технику ведения поединка и добиться победы.

В 1994 году в Москве состоялся 1-ый чемпионат России по боевому самбо, а спустя всего неделю, в рамках Кубка Мира по борьбе самбо во Всемирной Академии самбо в г. Кстово, спортсменами В.В. Волостных, В.А. Тихоновым, Р.А. Мулеевым и А.Г. Жуковым были проведены финальные поединки Международного турнира по боевому самбо. Мировая самбистская элита впервые увидела и высоко оценила спортивные поединки по боевому самбо, отметила рождение нового вида спорта. В этом же году Клубом боевого самбо России совместно с харьковским клубом боевого самбо проведен Международный турнир по боевому самбо «Честь воина» в Харькове (Украина).

В марте 1995 г. тренерами В.В. Волостных, А.Г. Жуковым, А.А. Малым, Р.А. Мулеевым, В.А.Тихоновым в Москве было зарегистрировано Общественное объединение «Клуб боевого самбо России» (директор В.В. Волостных).

В этом же году, по инициативе Клуба, была создана Всемирная Ассоциация клубов боевого самбо (Президент А.Г. Жуков). Созданы Клубы боевого самбо в странах СНГ, Бразилии, Дании, Израиле, Канаде, Латвии, США, Швеции, Франции, Японии и др. В это же время Д.Л. Рудман создал в Нью-Йорке представительство Клуба боевого самбо России, который впоследствии переименован в Мировой клуб боевого самбо (World combat sambo club). Этот нью-йорский клуб в 2003 году, при финансовой поддержке Федерации боевого самбо России, выпустил первую русско-английскую книгу Д. Рудмана «Самозащита без оружия».

В 1995 году Клубом боевого самбо России были проведены Чемпионат Евразии и Чемпионат Мира по боевому самбо (Бои без правил), 1-ый открытый чемпионат Санкт-Петербурга, другие спортивные соревнования по боевому самбо, ставшие регулярными.

Восемнадцать спортсменов: Антошко Ю.В. (посмертно), Бутрин С.М., Велиев Э.Н. (Украина), Волостных В.В., Герцев И.Ю., Жуков А.Г., Иншаков А.И., Когуре Юджи (Япония), Малый А.А., Мулеев Р.Р., Садыков Р.Р., Смирнов М.Н., Тихонов В.А., Ушаков А.Ф., Христюк Д.В. (Украина), Циклаури Р.А., Ципурский И.Л., Шандра В.Н. (Украина) за высокие достижения и большой вклад в развитие боевого самбо в России и мире решением квалификационной комиссии Всемирной федерации боевого самбо были удостоены высокого звания «заслуженный мастер боевого самбо».

4 ноября 2001 года в г. Жуковском была проведена Учредительная конференция Федерации боевого самбо России, на которой присутствовали 92 представителя из 57 регионов Российской Федерации. Президентом Федерации боевого самбо России был единогласно избран Малый Алексей Алексеевич.

Общероссийское общественное объединение «Федерация боевого самбо России» ("Federation combat sambo of Russia") зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 января 2002 года (свидетельство № 4110) с целью развития, пропаганды и популяризации боевого самбо в Российской Федерации, повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления позиций и повышения престижа Российского боевого самбо на международной арене.

Тренерами Федерации проведены многочисленные семинары и показательные выступления по боевому самбо для сотрудников МВД, спецназа ГРУ, морской пехоты, ФСБ. Проводится работа по специальной и физической подготовке сотрудников служб безопасности и инкассации ряда российских банков и ассоциаций частных охранных предприятий. Регулярно проводятся бесплатные семинары «Женская безопасность», детские учебно-тренировочные сборы в период летних и зимних каникул.

19-летний опыт подготовки спортсменов и сотни проведенных на высоком уровне спортивных соревнований подтверждают высокую безопасность и низкий травматизм нового российского вида спорта. За эти годы членами Федерации созданы сотни Клубов боевого самбо в России, странах СНГ, Австрии, Германии, Дании, Израиле, Корее, Латвии, Мексике, Норвегии, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии и др., изданы 18 книг по боевому самбо общим тиражом более 1,5 миллиона экземпляров на многих языках. Снято 17 учебных и 69 информационных видеофильмов, которые высоко оценены на международных кинофестивалях, изучаются ведущими спецслужбами мира и профессиональными бойцами, рекомендованы в качестве учебно-информационных пособий для отделений единоборств ВУЗов и детско-юношеских спортивных школ. Разработаны уникальные тренажеры, которые успешно используются в учебно-тренировочном процессе по боевому самбо.

С 1994 года наши тренеры и судьи провели уже более 600 международных соревнований с участием спортсменов из 64 стран. Спортивные соревнования различных уровней среди детей и юношей стали регулярными и популярными не только в нашей стране, но и за рубежом.

23 мая 2003 Федерацией боевого самбо России был официально передан в Государственный комитет по физической культуре и спорту Российской Федерации полный пакет документов и письмо с просьбой признать боевое самбо новым российским видом спорта, включить его во Всероссийский реестр. Руководителями Комитета (потом – Агентства) был отмечен высокий уровень подготовки документов и обещано скорое положительное решение вопроса.

Развитием борьбы самбо в настоящее время занимаются Всероссийская федерация самбо (Елисеев С.В.), и несколько международных федераций. Развитием боевого самбо активно занимается Федерация боевого самбо России и Всемирная федерация боевого самбо – правоприемник Всемирной ассоциации клубов боевого самбо, объединяющие 17 национальных федераций и более тысячи российских и зарубежных клубов.

К счастью, современная молодежь все чаще меняет занятие в школе восточных единоборств с иностранной лексикой на занятия российским универсальным единоборством – боевым самбо. Так же участились случаи перехода в ниши школы девушек и юношей из школ различных видов спортивной борьбы. Многолетняя история боевого самбо и его популярность подтверждают, что это боевое искусство близко по духу, философии и идеологии большинству россиян. Именно боевое самбо, как цельная система физической и психической подготовки россиян, имеет все шансы стать надежной основой в деле консолидации российского общества, заняв и объединив на патриотической основе молодежь дворовых спортивных секций и столичных Дворцов спорта.

В школах боевого самбо изучаются приемы самозащиты, нападения, специальные приемы, а так же принципы ведения реального боя (использование специальных и подручных средств, окружающей обстановки т.п.). По функциональной направленности (профессиональной необходимости) обучение боевому самбо осуществляется по 4 основным направлениям: армейское, полицейское (милицейское), бытовое, спортивное.

За последнее десятилетие в российском демократическом обществе образовались спортивные федерации, развивающие популярные у современной молодежи военно-прикладные направления, например, “спортивно-боевое самбо”, “военно-спортивное самбо”, “военно-прикладное самбо”, “женское самбо”, “демо-самбо”, “рукопашный бой”, “вольный бой”, “ножевой бой”, “панкратион” и другие. В этих условиях все более актуальным становится моё предложение по созданию Союза самбистов России, выраженное еще в 2003 году в письме Сергею Елисееву. Надеюсь, что в скором времени Союз самбистов России будет учрежден и поможет всем заинтересованным лицам и организациям в развитии нашего национального единоборства.

Изучение боевого самбо в рамках программ общеобразовательных школ и специальных программ подготовки сотрудников силовых структур является весомым вкладом в пропаганду, развитие и популяризацию отечественного, наиболее эффективного и прикладного из известных единоборств, воспитывающего молодежь на патриотической основе.

Федерация боевого самбо России совместно со Всемирной Федерацией боевого самбо и Федерацией боевого самбо Украины при поддержке Союза Героев Российской Федерации и Конфедерации национальных и неолимпийских видов спорта России, традиционно проводит в летние месяцы детско-юношеские учебно-тренировочные сборы. Дети отдыхают и тренируются в спортивных лагерях, расположенных в благоприятных природных условиях различных регионов нашей страны и Украины. Цели проведения учебно-тренировочных сборов – укрепление здоровья и патриотическое воспитание российской молодежи в духе героических традиций и национальной гордости; развитие боевого самбо, как международного вида спорта, наилучшего способа подготовки к военной и правоохранительной деятельности в современных условиях и средства самозащиты; укрепление дружественных связей между юными спортсменами различных регионов и стран.

Соревнования по боевому самбо полезны всем категориям занимающихся. Спортивные поединки, проводимые по Правилам Федерации боевого самбо России, наиболее приближены к реальному бою и, в основе своей, являются моделью подлинного поединка за право на жизнь. Системой подготовки и правилами соревнований травматичность в ходе поединков практически сведена к нулю.

Боевое самбо доступно всем и каждому, независимо от пола и возраста!

Боевое самбо – спорт XXI века!

Добро пожаловать в мир боевого самбо!

Боевое самбо - наше национальное достояние Статья А.А. Малого "Боевому самбо 90 лет"


Записаться в секцию боевого самбо!

Прикладное значение боевого самбо.

Прикладное значение боевого самбо для профессионалов сложно переоценить. Однако зачем оно для обычных граждан? Подробнее об этом можно прочитать в интервью журналиста М. Диденко, опубликованном здесь. Статья «Уличная самозащита? Зачем? » рассказывает о необходимости навыков выживания в целом и самозащиты на улицах в частности. На наш взгляд, материал заслуживает того, чтобы привести его прямо здесь полностью:

« Многие в наше время задаются вопросом о необходимости навыков выживания в целом и самозащиты на улицах в частности – казалось бы, мы живем в круглосуточном реалити-шоу, постоянно находясь под прицелами сотен видеокамер уличного наблюдения, а многочисленные девайсы могут нас обувать, одевать, поить и так далее. Присутствует и идеологический аспект – утонченные жители мегаполисов считают, что сила в знании и вежливости, они противопоставляют звериной силе и ярости некую «цивилизованность». Итак, уже второй удар по уличной самозащите. Сможет ли она постоять за себя?
Чтобы ответить на эти (и другие) вопросы, нужно для начала понять – а что вообще такое уличная самозащита? В чем ее особенности, из чего она состоит?

Чтобы узнать это, мы направились в знаменитую «кузницу духа» - секцию боевого самбо, основанную при МЭИ еще Харлампиевым. Уж где как не там получить ответы на эти вопросы?

Спортзал, в котором ведет занятия принявший эстафету от учителя и других мастеров В. Волостных, находится на территории спорткомплекса. Обычное двухэтажное здание с непременной вахтершей. Наверху само помещение с заплатанным борцовским ковром. На стенных стендах черно-белые фотографии – история самой секции и самбо вообще. Проржавевшие «блины» во второй комнатке, «советские» скамьи для жима лежа, непременные гантели… В тренерской непритязательной комнате журналы посещения. И тут же – золоченые кубки, плакаты, афиши! Вспоминаются строки из классика: «Сам в лохмотьях, а оружие в серебре». Ценность этого спортзала не в новехоньком оборудовании, а в том, какие результаты и победы дают занятия здесь. И результаты с победами впечатляют. В. Волостных показывает на центр борцовского ковра: «Здесь была эмблема – два дерущихся волка». Тщетно пытаемся разглядеть эмблему, но она стерта бесчисленными кувырками. В 95-ом году на этом ковре Илюхин бился с Рикардо Мораисом, а теперь здесь разминаются ученики – их человек сорок-пятьдесят. Показной и неадекватной агрессивности практически не видно и не чувствуется. Оно и понятно – Валерий Валентинович, как духовный стержень, собирает только позитивных людей, с той же полярностью.

Тренировка, да еще и у такого маститого тренера, и в таком легендарном месте – это, конечно, здорово. Но ценность любого действия определяется его результатом, и если мы занимаемся прикладным разделом боевого самбо «для себя», мы должны получать результат на улице – возможность постоять за себя и близких на уровне. Поэтому мы побеседовали с несколькими случайно выбранными учениками на тему применения полученных навыков и знаний на улице – единственным критерием выборки был стаж занятий – новичков опрашивать пока рано. В беседе мы также выясняли, что такое уличная самозащита, и из чего она состоит. Некоторые моменты стали откровением.

1 боец – Максим. Стаж – 2 года.
- Где-то с год назад, когда я вечером провожал девушку из кинотеатра домой, возникла ситуация.
- Сразу подчеркнем – задача самозащиты была осложнена еще и присутствием рядом человека, который не умеет драться и бегать?
- Да. Молодая девушка, поздний час, спальный район. И рядом со станцией метро произошел конфликт. Пристали местные хулиганы. Два человека. Слово за слово – Дай закурить, кто такой, откуда и так далее. Потом пошли не очень приятные высказывания в адрес моей девушки. И началось… А навыки, которые нам дают, при бытовой самозащите применять опасно. У нас практически и нет защиты – есть атака, и контратака. Поэтому пришлось применить базовые знания – просто, чтобы вывести противника из равновесия. Свалить его. Применил снос головы – отличная техника, которой нас обучает Валерий Валентинович. Уход с линии атаки, заход за спину противнику, и далее такое разнонаправленное движение, когда одна рука бьет по пояснице, другая как серпом бьет по подбородку. Делается очень быстро.
- Пара сил?
- Да. И человек падает. А внизу уже добивание коленями – по плавающим ребрам, и по голове.
- Ясно. С одним противником разобрались. А второй?
- Второй был в состоянии сильного алкогольного опьянения. Он уже ничего не хотел. Но я не спрогнозировал, что у первого, которого я повалил, был с собой нож. Он за ним полез, и мне пришлось сломать ему пальцы. Чтобы не воспользовался. Я перехватил руку в тот момент, когда он начал вставать и потянулся за оружием. Сначала я выбил нож движением, которое воздействует на нервные окончания – рука все сама отпускает. Потом пошла работа на пальцы этой «режущей» руки. Разорвал ему связку, сломал пальцы.
Понял, что люди находятся под воздействием чего-то наркотического. Болевой порог завышен, практически не чувствуют боли. Поэтому, чтобы серьезно не травмировать человека, и не быть потом виноватым, я принял решение поймать такси, и мы уехали. Это было поздно вечером, практически ночью. Вокруг никого не было. Было страшно не за себя, а за девушку. Вооруженные люди, рассчитывающие на грабеж. Могли сделать что угодно.
- Как себя вела девушка? Проводили ли предварительный инструктаж на такие ситуации?
- Стояла за спиной, потому что вмешиваться было нельзя. Я контролировал дистанцию, потом пошел бой. А вообще да, тем более она девушка красивая, и знает, что это притягивает всякие ситуации.
Я выполнил задачу – выбил оружие, травмировал руку, которая его удерживала. Других вариантов не было. Ну и в процессе нанес ему ушибы. Но думаю, что и у него особого желания продолжать конфликт не было, так как пошли какие-то ругательства, но без действий.
- Хотел сохранить остатки достоинства.
- Да. Понимаете, прикладной раздел боевого самбо, которому нас обучают, вещь очень эффективная и быстрая. Поэтому нужно десять раз подумать, прежде чем применять его на улице. Все нарабатывается буквально до уровня рефлекса.
- Так если возникнет конфликтная ситуация, на рефлексе и сработаешь.
- А надо понять, что это за ситуация, чем она чревата. Сделать прогноз. Нас учат не только бить, но и предвидеть боевую ситуацию на шаг вперед. Сколько противников – один, двое, трое, куча?
- Уличная самозащита – это не только технические и психические навыки, это еще и умение правильно ими пользоваться?
- Совершенно верно. Это ведь как оружие. Им нужно уметь пользоваться, и стоит хорошо подумать, прежде чем использовать его в бытовой ситуации.
Другое дело – бокс, борьба. Но на улице спортивные вещи не всегда срабатывают. Я занимался греко-римской борьбойс детства. Занимался профессионально. У спортсмена в голове клише – программа. Он выходит как на ринг. Он не ожидает ножа, например.
- И такие действия разрушают его стереотип?
- Да. У борца то же самое. Он лезет бороться. Хорошо, бросит одного противника – и с ним же упадет на землю. А там подбегут и добьют его ногами. Себе же хуже сделает.
- Какое было внутреннее состояние при конфликте?
- Конечно, волнение в экстремальной ситуации есть всегда. Но нужно было работать, выполнять свою задачу. Включить дух.
- Ярость, агрессию?
- Да, это тоже, но нужно опять-таки держать все под контролем. Чтобы не переборщить. Это же не военный конфликт, где такие навыки надо использовать на сто процентов. Психологические тренировки у нас тоже есть. Это немаловажный аспект нашей «базы». Также я сформировал свою личную «базу» - коронные приемы, комбинации. А так это все-таки искусство – боевым самбо можно заниматься на протяжении всей жизни. Полезно и для саморазвития – повышается самооценка.

2 боец – Павел. Стаж занятий – 14 лет.
- Был конфликт в летнем лагере. Как ни странно с нашим «солагерником», если так можно выразиться. Человек был КМС по боксу. Дело было сразу после футбола. Мы проиграли. У человека это вызвало излишнее возбуждение – прыжки, скачки. Почему я это запомнил – это был единственный раз в жизни, когда мне пригодилось то, что мы здесь изучаем.
Я стоял на воротах, мимо меня все выходили. Последним из нашей грустной команды шел парнишка лет пятнадцати. Задира – причем, не молодой уже – вдруг толкает его в спину, и говорит с неприятной ухмылкой: «Ну что, кто еще хочет?». И мы все понимаем, что речь не о футболе.
Я никогда не «встреваю», тихий семейный человек. Но тут словно пружина выбросила – вышел спокойно, говорю: «Ну, давай со мной попробуй». И он идет, четко – кандидат в мастера спорта – стал в стойку, и начал наносить удары. Что меня спасло – так как против КМС выстоять очень тяжело. Я давно занимаюсь, но регалий нет, в соревнованиях не участвовал. Занимаюсь для себя, для здоровья. И вот он наносит боксерский боковой справа. Я чувствовал, что не успеваю ни отпрыгнуть, ни закрыться – реакция не такая, как у боксеров. Спасло одно единственное движение – поднял левое плечо. И правая моя рука уже за счет этого движения «зарядилась». И после того как он ударил и еще не понял, что «промазал», я с размаху тоже ударил его боковым в челюсть, немного снизу, и потом на автомате своим любимым апперкотом второй рукой. То есть, сначала я повернулся за счет движения плечом вправо, и, разворачиваясь обратно, ударил правой рукой. Ну и на следующем движении ударил левой.
Стал в стойку, приготовился к продолжении. Смотрю, у человека взгляд поплыл. Легкий нокдаун. Он не ожидал такого, наверное, думал – сейчас срублю его и пойду дальше плясать. Отскочил назад и посмотрел жутко удивленными глазами – я ведь не афиширую свои занятия, так как не являюсь мастером. Потом опять идет ко мне – но уже с опущенными руками. Я не понимаю в чем дело – если боксер, не будет же бить с ноги? А он протягивает руку, жмет, и под свист и улюлюканье нашей толпы уходит.
Стою спокойно, только через некоторое время чувствую, что левая рука повисла как плеть. КМС есть КМС. Все распухло, налилось, приобрело темно-синий цвет. Ребята говорят: «Татуировку сделал?»
- Боевую.
- Я говорю: «Не приведи Бог, эта «татуировка» пришлась бы в челюсть!».
- Вообще, есть правило скрывать свои навыки, чтобы для противника они стали неприятным сюрпризом.
- У меня такой характер, что если я не достиг каких-то высот (речь о чемпионстве не идет, когда себе можно уже что-то позволить), я об этом не рассказываю особо. Конечно, после этого случая стали подходить, спрашивать: «Дядь Паш, а чем вы занимаетесь?» Рассказал, что за секция. Желание изъявили многие, а по факту мало кто пришел.
- В общем, самбо – это невидимое оружие, которое нельзя увидеть до тех пор, пока его не применишь?
- Скажу такую вещь – побеждает настрой. Боевой настрой. Если я настроен на победу, она все равно будет. Может, с какими-то шероховатостями, может, не на первый, на второй раз – но она будет. Имеется в виду не общая подготовка, а конкретный настрой на конкретную ситуацию. Если этого нет, то никакие мускулы и техника не помогут.
Человек должен уметь чувствовать и контролировать ситуацию. Зашел сюда кто-то с палкой – одна реакция. Зашли с пистолетом или ножом – другой уровень опасности. И человек понимает, что если он сейчас не «сделает» их, его минимум покалечат. И быстро «включается».
Был показательный случай. Моего знакомого зарезали в метро «гости столицы». Прямо в вагоне метро: заступился за пожилого и его пырнули. Через неделю я пришел на тренировку и на одном упражнении мне попался сильный боец – к тому же молодой, накачанный. У нас есть упражнения на внезапность: стоишь спиной, потом резко разворачиваешься, и на тебя другой нападает по заданию. Все дозировано, условно. Я почувствовал, что вот этот «товарищ» хотел меня реально «достать». Удары шли очень сильные. И произошло пересечение тех эмоций из-за гибели знакомого с этой агрессией. И я, может быть неосознанно, направил эту не злость, а, скорее, тяжелое настроение на него. И я его так «отметелил», что сам до сих пор удивляюсь. Сейчас мне скажи это сделать – не смогу. Для того чтобы так разозлиться, мне нужно, чтобы час каблуком по ноге топтались. А тогда я абсолютно спокойно наносил мощные удары, и человек это почувствовал, и сбавил темп. Он понял, что тоже может упасть.
- Получается, что самозащита – это не только навыки, не только умение их применять, но еще и настрой, от которого зависит, сможешь ли ты вообще применить?
- Да, а из этого вытекает следующая мысль – нужно умение контролировать себя. И это применимо не только в единоборствах. По себе знаю – когда «психуешь», ничего не получается. Надо успокоиться, подождать, переключиться.

3 боец – Дмитрий. Стаж занятий – 9 лет (участник сборной команды)
- Обычно все обходилось мирным путем. Чистая победа – это когда поединок не доходит до физического столкновения. Нужно уметь разговаривать с человеком – и расходиться. Когда-то было и другое, но, видимо, я стал взрослее, спокойнее. Стараюсь сводить все конфликты на нет. Занимаюсь с 2004-го года, выступать на всероссийских соревнованиях по БС стал с 2005-го. С того времени жестких стычек больше не было. Все ровно.
Всегда стараюсь успокоить человека. Ведет себя эмоционально – я стараюсь себя вести более спокойно. Не поддаваться на провокации, держа дистанцию. Отслеживаю его поведение. В итоге начинаете просто разговаривать.
- То есть, задача не только в том, чтобы не поддаться на желание оппонента повысить градус, но еще и охладить его вдобавок? По-другому говоря, сбить его агрессивный настрой, и не дать ему сбить свой, спокойный?
- Да, направляешь его в более плавное русло.
Тренировки помогают уверенности в разговоре, так как понимаешь, что если не получится убедить словами, сможешь все-таки убедить действием. Читаем пособия, книги.
- Книги это теория, а нам хочется узнать, как это работает на практике.
- Все по ситуации. Бывает, человек нападает с ножом, а бывает, что просто кто-то взвинчен. Психологический аспект – важнейшая часть боевого самбо.
- То есть, боевое самбо – это не только броски и удары, это еще и психологическое подавление?
- Да, и это важная часть. Борьба – это жизнь. Поединок на ковре – одно из направлений. Выходишь из зала, и можешь попасть в какие-то ситуации на улице. Борешься на работе, в быту. Преодолеваешь.
- Влияет ли мировоззрение на вашу манеру бороться?
- Обычно я выступаю вторым номером, контратакующим. Который ждет, ловит на каких-то движениях.

Выйдя из спортзала в вечернюю прохладу, мы переключились и осознали, что многое поняли для себя сегодня. Стало более понятно, что такое уличная самозащита. Но есть и другой вопрос– нужна ли уличная самозащита в наши дни? Решив поехать к метро общественным транспортом, стали невольными слушателями монотонного рассказа какой-то женщины – о драке ее то ли мужа, то ли родственника в ресторане. Доносились обрывки: «…а что у тебя за часы?.. сделал вот так подножку… упал на ступеньки…». Выйдя на конечной остановке, пошли к метро мимо освещенного торгового центра. В нашу сторону направился было двухметровый «земляк» - «Можно вас на минутку?».
Больше вопросов о необходимости уличной самозащиты не возникало. В нашем обществе она будет актуальной еще очень долго. »

 Записаться в секцию боевого самбо.

Мнение независимого эксперта

Мнение независимого эксперта, главного редактора журнала «Кэмпо: боевые искусства вчера и сегодня» А.Е. Тараса: «Советское боевое самбо есть эклектичный набор приемов из дзюдо и джиу-джитсу плюс какие-то местные наработки. Там было все - удары, удушения, работа с ножом, с тростью, укусы... С практической точки зрения - одна из самых эффективных систем. »

Приведем фрагмент из его интервью «Особенности национального мордобоя» (опубликовано в журнале "Кэмпо" 4/97):

« Удар миссионера

- Почему, говоря о единоборствах, мы все время вспоминаем Восток? Каратэ, дзюдо, вьетводао, ушу... Они что - оказались, в результате, эффективнее неазиатских систем?

- Не то, чтобы эффективнее... Французский сават, например - это примерно то же самое каратэ. Просто на Востоке к подобным искусствам всегда был другой подход...

Основная религия Востока - буддизм. В отличие от христианства, он смирение не проповедует. Миролюбие - да. Но не смирение. "Тантризм правой руки" - одно из ответвлений буддизма - так прямо и говорит, что воинские упражнения с оружием и без него есть один из способов постижения запредельной реальности. Или, если нашим языком, - путь к Богу.

Буддизм пришел из Индии. Во времена империи Ашоки он стал там государственной религией. В пятом веке нашей эры возник монастырь Наланда - центр буддийского миссионерства. В нем произошло соединение нескольких вещей: буддийской философии, методов психофизической тренинга йоги и военного искусства профессионального военного сословия "кшатриев". Так возник сплав, которого больше не было нигде в мире. В той же Европе существовала своя великая философия, имелись определенные методы психофизических тренировок (достижение монахами состояния транса, например), конечно же было военное искусство - но все само по себе. А тут произошло слияние. Из Наланды в течение шести-семи веков уходили во все стороны света монахи-проповедники. Этим людям не рекомендовалось убивать и вообще проливать кровь. Но, чтобы защитить себя, чтобы произвести впечатление на публику, которую предстояло обратить в свою веру, они должны были уметь тычком профессионально набитого пальца вырубить здоровенного амбала, несколькими порхающими движениями разметать группу врагов... Причем, учти климат! Жаркие азиатские страны, все ходят в легких одеждах, болевые точки на поверхности. Славянин или европеец зимой закутаны в шубу, попробуй ткни пальцем!

Однако Восток есть Восток... Виноват ли марксов "азиатский способ производства" или еще что-то - но время здесь действительно замедлилось. Лишь в середине прошлого столетия эти страны начали приобщаться к достижениям европейской цивилизации (другое дело, что процесс пошел очень стремительно). Но еще в конце XIX века в Корее дворцовая стража (элитные части!) была вооружена кремневыми ружьями. Для государства это, наверное, плохо. А вот на искусство рукопашного боя в таких условиях был спрос, дело ставилось на широкую ногу, школы не отмирали, совершенствовались от поколения к поколению.

В Западной Европе все шло иначе. Не исключено, что и здесь в старину было нечто вроде "школ единоборств". Однако технологическая революция сделала умение драться голыми руками чем-то второстепенным, вроде искусства игры на пианино. Неплохо бы, конечно, научиться играть, но можно прожить и так. Если есть пистолет - зачем махать кулаками? В итоге - забылось. И потом восточные системы стали смотреться как откровение.

Тайное оружие НКВД

- Потом - это когда? До войны, насколько я знаю, ни в Европе вообще, ни в России в частности, каратэ не знали...

- А в Европу каратэ пришло только в 1948 году. Американец Дон Дрэггер, служивший в оккупационной армии в Японии, прислал оттуда своему другу, французскому дзюдоисту Анри Пле, соответствующие книги и фильмы. С этого и пошло, причем в Европе первое время произносили не "каратэ", а "карапле", поскольку думали, что Пле эту систему сам выдумал.

Нет, каратэ тогда не знали. Но с начала девятисотых годов очень популярно было джиу-джитсу. Японские "профессора борьбы и атлетики", а проще говоря - инструктора, зарабатывали деньги тем, что разъезжали по всему миру и давали уроки. Появилась литература, энтузиасты... Процесс освоения шел очень активно. Джиу-джитсу изучали гимназисты, боевики-революционеры, полиция... Знаменитый впоследствии Нил Ознобишин тренировал жандармов. Штабс-капитан Спиридонов пропагандировал джиу-джитсу в армии.

- Подожди... Это все создатели советского самбо?

- Советского боевого самбо. Советское боевое самбо есть эклектичный набор приемов из дзюдо и джиу-джитсу плюс каие-то местные наработки. Там было все - удары, удушения, работа с ножом, с тростью, укусы... С практической точки зрения - одна из самых эффективных систем. Прикладные конкретные вещи, разработанные в 30-е годы для милиции и чекистов. Называлось сначала "сам", потом "самоз", потом Спиридонов придумал "самбо". Он к тому времени уже служил в ОГПУ-НКВД, преподавал рукопашный бой во всяких секретных школах. Но органы клали глаз на всех полезных специалистов - и в итоге Ознобишин тоже оказался в числе экспертов НКВД. В 1930 году он выпустил в издательстве НКВД книжку "Искусство рукопашного боя", очень дельный труд, который не устарел до сих пор. А был еще такой Василий Сергеевич Ощепков, когда-то, в 1914 году, получивший в Японии "черный пояс" по дзюдо. Этот тренировал комсостав РККА и в результате оказался в спецшколах военной разведки. Сплав из опыта Ознобишина, Ощепкова и Спиридонова и лег в основу боевого самбо. Но между Ощепковым и Спиридоновым было соперничество. В 38-м Ощепкова расстрелчли, причем, как сейчас пишут, "по навету Спиридонова". Отправили в ссылку и Ознобишина. А Спиридонов уцелел и считался основоположником самбо. Он умер своей смертью в 43-м году. У Ощепкова был ученик - знаменитый в Советском Союзе Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Харлампиев из боевого самбо вычленил борьбу в одежде и назвал ее спортивным самбо. Причем громогласно объявлялось, что это не выжимка из каких-то там японских штучек, а наше отечественное изобретение, свод приемов из разных видов национальной борьбы народов СССР...

Сын Шарля Лампье

- Помню, помню... Был еще фильм такой, назывался "Непобедимый". Русский интеллигент-собиратель бродит по каким-то среднеазиатским краям, изучает кто как борется, попутно побеждает в рукопашной схватке злого басмача, а потом тетрадку с записанными приемчиками вручает руководителю Всеобуча - Подвойскому. Снималось явно в пику "ихним" каратэ-фильмам и посвящено было Харлампиеву. Что - туфта? Не было таких экспедиций?

- Если и были, то только для общего развития. Сейчас даже спортивные теоретики отбросили все эти секреты Полишинеля и признали, что выросло самбо из дзюдо, а все остальное - чистая идеология. Да и посуди сам - что, Харлампиев без всех этих "этнографий" рукопашного боя не знал? Он ведь не на пустом месте возник. Отец - знаменитый в свое время боксер, который еще до революции выступал в Париже под псевдонимом Шарль Лампье, дзюдоист Ощепков - учитель. А все виды национальной борьбы похожи друг на друга, причем большинство их приемов есть и в дзюдо, только там все продумано, оформлено... Вопрос в другом: зачем понадобилось сочинять сказки? Вот это уже история трагическая. Харлампиев был, без сомнения, незаурядной фигурой, но человеком своего времени - когда Ощепкова посадили, он отрекся от учителя. Взамен "самурайского искусства" надо было срочно придумать легенду, устраивающую власть. Ладно, это их разборки... Беда в другом: Вячеслав Кондратьев, писатель-фронтовик, в свое время честно признал - в войну, особенно в первый ее период, в рукопашном бою наши солдаты как правило уступали немцам. Те были более сытые, а главное, лучше подготовленные. Сказалась установка на разоруженность населения, а обучить бойцов должным образом во время боевых действий наши уже не успевали.

"Реальный бой" в условиях СНГ

- Вернемся в недавнее прошлое. Прошел первый период подполья, каратэ начали выпускать "на волю" и выяснилось, что оно перестало быть способом самоутверждения интеллигентов, теряет флер духовности...

- А чего ты хочешь? Это должно было произойти. Началась перестройка, интеллигенция увлеклась другими играми. А для самообороны она просто накупила себе электрошокеров и газовых баллончиков (и правильно сделала). Но тренеру тоже нужно жить. В принципе и раньше никто особо не следил за тем, кто у тебя занимается: платишь деньги - ходи! В общем, искусство махания кулаками начало интересовать тех, кого и должно было интересовать - подростков пэтэушного типа. Я же вижу этот контингент, он в "Кэмпо" пачками шлет письма с грамматическими ошибками. Вот из них и готовят нынче всяких профессионалов-кулачников, "черных бойцов"...

- бандитов...

- Да бандитов-то как раз постольку-поскольку. Серьезных бандитов каратэ и прочие такие штучки интересуют мало. У них ставка на оружие.

- Что, по-твоему, будет дальше? Восточные единоборства уйдут? Останутся? На смену придет что-то новое?

- Давай исходить из простой вещи. Мы обречены жить в мире, где надо уметь драться. Я даже не родимое СНГ имею в виду. Вон, скрипач Спиваков, тончайший интеллигент, рассказывал, как на него в Париже, центре мировой культуры, ночью напали три грабителя-араба. Хорошо, что Спиваков - боксер и рукопашник, сумел отбиться. Но так или иначе, риск влипнуть в потасовку всегда есть.

Более того! Надо просто понять, что драка - в природе человека, часть его генетической программы. Кто обычно машет кулаками? Те, кто ближе к природе: дети, простые юноши, по интеллекту недалеко ушедшие от неандертальцев, пьяные, у которых под влиянием алкоголя сползает тонкая пленка культуры. Но ведь и у более серьезных людей есть интерес к способам личной самозащиты! И будет! И это - на века! И опыт Востока, разработавшего и сохранившего некоторые из этих систем, в определенный период оказался весьма кстати.

Прогноз? Все зависит от уровня криминализации общества. Посмотри: у нас "высоколобые" системы уходят. В моде, может и незамысловатые, однако надежные стили, типа тайского бокса, или моего любимого "реального боя". Почему? Не говоря уже о том, что вся связанная с каратэ и ушу философия - это на любителя, сама жизнь выдвигает новый лозунг: простота и эффективность. Гробить время и силы на изучение замысловатых "ката", многие из которых и придуманы-то были для защиты от несуществующих ныне видов холодного оружия типа алебард?.. Пожалуйста - если есть охота! Но, может, лучше вызубрить несколько конкретных вещей, полезных при столкновении с парой-тройкой пьяных ублюдков?

Есть еще и "западный подход". Там боевые искусства очень популярны. Но у них прикладной аспект - на втором плане. Система законодательства другая: преступника и застрелить можно, если он на тебя напал, а суд присяжных оправдает - самооборона! Каратэ, ушу, айкидо занимаются не столько ради того, чтобы уметь драться, сколько просто здоровья ради, для развлечения... Для них это род гимнастики, приправленный экзотикой и мистикой.

- Анатолий Ефимович! Это ты, а не я обронил насчет подростков пэтэушного типа - основных изучателей рукопащного боя. Потому - вопрос. Ладно они, но ты-то?.. Серьезный мужик, кандидат наук, за пятьдесят уже - а тратишь жизнь на какой-то мордобой! Между прочим, знаменитый писатель Виктор Астафьев как-то заметил: горжусь тем, что уже долгие годы ни на кого не поднял руку.

- Был такой философ - Уильям Джеймс. Он сказал: "Истина - это то, что вам помогает". Может быть, Астафьеву помогает то, что он ни на кого не поднимает руку. А мне - то, чем я занимаюсь. » конец фрагмента интервью.

 Боевое самбо - победа не в силе, а в правде.

Победа не в силе, а в правде.

Позволим себе не согласиться с выводами, сделанными из приведенной цитаты Уильяма Джеймса. Также отметим, что приведенное здесь мнение редактора журнала «Кэмпо», в 1963-1966 годах служившего в отдельном разведывательно-диверсионном батальоне 7-й танковой армии, в 1967-1975 годах участвовавшего в 11 операциях, проводившихся спецподразделениями ГРУ в различных регионах мира, имеющего несколько правительственных наград — при всем уважении, является его частным мнением и приводится здесь для полноты картины, как мнение независимого (в том числе и от боевого самбо) эксперта. Уместно будет сказать, что роль А.А. Харлампиева, а также роль иных мастеров боевых искусств русского народа и других народов СССР при создании самбо принижать нельзя — это не объективно. Более того, боевое самбо — открытая, постоянно развивающаяся система, и свой вклад в ее развитие вносит огромное количество мастеров — наших с Вами современников. Фамилии их известны — они на слуху. Но есть и те, чьи имена никогда не станут известны широкой публике, однако их вклад в развитие боевого самбо не менее ценен.

Все-таки истина — это то, что НАМ помогает. Нам ВСЕМ. Это понятие объективное, в реалиях земной жизни, возможно, недостижимое, но стремление к истине заложено в сущности человека. И здесь уместно вспомнить слова святого благоверного великого князя Александра Невского - «Не в силе Бог, а в правде».

ПВ КГБ. Враг не пройдет.

Боевое самбо - Welcome to combat sambo!