ПВ КГБ

Правозащитная Всероссийская

Коллегия Гражданской Безопасности

Защита прав и обеспечение безопасности граждан

+7(812) 953-47-85

+7(812) 993-47-36

    напишите нам

 

Санкт-Петербург,

пр. Маршала Жукова,

д. 48, корп. 1

 

 

БезопасностьБезопасность Помощь ближнемуПомощь ближнему ПравоохранениеПравоохранение О коллегииО коллегии ЭкоЭко ИБИБ Соц. обеспечениеСоц. обеспечение ФБСФБС Законы и практикаЗаконы и практика Защита прав гражданЗащита прав граждан Листаем старые страницыЛистаем старые страницы ГлавнаяГлавная СС / K9СС / K9 ПСО "Георгий"ПСО "Георгий"

“Не в силе Бог, а в правде”

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Главная » О помощи ближнему →

О помощи ближнему

 

Отсутствие заботы о других — это отсутствие заботы о собственной душе. 

 

 

Милосердие — любовь к ближнему.

 

Евангелие от Матфея (Мф. 22:34-40): А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Послание к Римлянам (Рим.13:8-10): Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

 Послание к Галатам (Гал. 5:13-14): К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Первое послание Иоанна (1Ин.4:20-21): Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

Агапе - ἀγάπη

Греческое слово «агапе» - ἀγάπη - термин, обозначающий в Священном писании и патриотической литературе понятие христианской любви (милосердия). В классических греческих текстах слово малоупотребительно, в греческой философии понятие агапе выражало деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего. Начинает широко употребляться в греческих переводах текстов Священного Писания — в Ветхом Завете (Иерем. 2:2; 2 Цар. 13:15; Еккл. 9:6; Песн. 2:4,5,7), в Новом Завете — в Евангелиях (напр., от Матфея Мф. 22:37—39, от Иоанна Ин. 15:13) и апостольских посланиях (напр., Рим. 13:10; 2 Ин. 4:7). Агапе—это любовь к Богу, т. е. любовь-благоговение и любовь к ближнему, т. е. любовь-забота. Это любовь-самоотречение, самопожертвование (Иоан. 15:13, Рим. 5:7; 1 Ин. 3:16; Галат. 2:20), одна из трех христианских добродетелей (наряду с верой и надеждой). Также и любовь к врагам обозначается словом “агапе” или родственными ему. Этим же словом обозначались братские трапезы первых христиан.

Любовь к ближнему — основа миропонимания на Руси.

Взаимопомощь, взаимовыручка, любовь к ближнему были ярко выражена у славян. Византийский историк VI века Прокопий Кесарийский писал: «Эти племена, славяне и анты ... издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом». «Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков», — говорится в «Жизнеописании Оттона Бамбергского». Маврикий Стратег, Адам Бременский, Ибн Русте, Ибн Фадлан и другие путешественники, оставившие записки о своем посещении славянских земель, отмечают гостеприимство, радушие, доброжелательность, милосердие и справедливость славянских народов.

Суровые природно-климатические условия, определяющие способ хозяйствования, делали славян естественными коллективистами и обусловливали совместное проживание и деятельность как необходимые и единственно возможные формы существования. В этот период российской истории широко была развита общинная помощь. При этом не только соплеменники всегда могли рассчитывать на помощь и поддержку своих соседей в случае нужды, но и другие люди. С иноземцами, пришедшими к славянам с мирными целями, они обращались заботливо и доброжелательно, обеспечивая им помощь и защиту, и даже пленники у славян по прошествии определенного времени получали свободу. Обращение с пленными было более мягким, чем у других народов — по свидетельству дошедших до нашего времени произведений посещавших в тот период славянские земли путешественников и торговцев.

Таким образом, можно сделать вывод, что у славянских племен уже в этот ранний период истории деление на «своих» и «чужих» было менее четким, и этика отношений, в частности, этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, при условии, что «чужие» миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени. Даже иноверцы получали равные со славянами права, если они, оставаясь среди них, по словам Адама Бременского «не выставляли напоказ своей веры», не оскорбляли миропонимания, основанного на древних верованиях славян.

Развитие исторических процессов привело к тому, что в конце первого тысячелетия от Рождества Христова введение на Руси православия сделало его основой этических воззрений верующего населения нашей страны и много веков служило для нас опорой. Об этом необходимо помнить и ныне, в начале третьего тысячелетия.

См. также: П. А. Кропоткин. Взаимопомощь как фактор эволюции

 

Со щитом, или на щите.

Евангелие от Иоанна (Ин. 15:13): Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Герои Эллады.

80 г. до н.э. Огромное войско персов во главе с Ксерксом совершило переход из Малой Азии в Европу через пролив Геллеспонт. Греки - 300 спартанцев во главе с Леонидом и 700 феспийцев ценой жизни задержали в Фермопильком проходе многотысячную армию Ксеркса (по оценкам Геродота - 1 млн. 700 тысяч, по оценкам современных историков — до 200 тысяч человек). Таким образом, вторжение персов в Грецию было предотвращено.

Герои Русской земли.

По свидетельству древнего жизнеописания, Александр Ярославич Невский был истинным другом всех нуждающихся и обездоленных, отцом вдовицам и сиротам, питателем нищих и убогих. Памятуя заповедь Спасителя: не собирать себе сокровищ на земле, он щедро оделял нуждающихся, и из княжеского дома никто не уходил неудовлетворенным в своей просьбе.
Святой благоверный великий князь Александр Невский был воином, непоколебимым и бесстрашным защитником Русской земли. За сорок три года земной жизни Александр Ярославич Невский провел не менее двенадцати крупных сражений и из всех выходил победителем. Когда летом 1240 года пришло известие о вторжении, Александр Ярославич, ободрив дружину словами «не в силе Бог, а в правде», с малым отрядом вышел навстречу шведским завоевателям и 15 июля одержал блистательную победу над превосходящим по численности противником.

 

 

Пришедший из Литвы на псковскую землю князь Довмонт, принявший святое Крещение с именем Тимофей, привел с собой 300 дружинников с семьями. Породнившись с великокняжеской семьей, 33 года он верой и правдой служил Русской земле, охраняя ее западные границы, неоднократно с малой дружиной одерживая победы над многократно превосходящими по численности войсками противника. Свою последнюю победу он одержал под Псковом в 1299 году, в возрасте 70 лет с отрядом из семидесяти человек обратив в бегство и уничтожив войско захватчиков ливонского ордена из 700 рыцарей, при этом одолев в поединке командора ордена. Таким образом, св. благоверный князь Довмонт (Тимофей) Псковский подтвердил слова прославленного деда своей жены, Марии (в иночестве Марфы) — св. благоверного вел. князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде.»

 

В 1480 г. при поддержке своего небесного покровителя псковичи одержали победу над осадившими город ста тысячами немцев, а в 1685-1686 годах во время героической Албазинской обороны именем святых покровителей земли Русской воодушевлялись казаки, оборонявшие восточные пределы нашей земли от многочисленных пришельцев с юго-востока. Четыреста пятьдесят казаков с тремя пушками против десяти тысяч китайцев и двухсот пушек стали непреодолимой преградой для манчжурских захватчиков.